В Новополоцке детей с 6 лет обучают основам робототехники
В Новополоцке детей с 6 лет обучают основам робототехники
02.03.2017 в 10:35 | Новополоцк

В Полоцком государственном университете активно развивают одно из самых востребованных инновационных направлений.

Витебский школьник победил в международной олимпиаде по информатике >>>

Технологии все стремительнее проникают в нашу жизнь, и уже сегодня роботы двигают прогресс в промышленности, исследуют космос, водят автомобили, делают хирургические операции, помогают людям в быту. В ближайшее десятилетие эксперты прогнозируют настоящий бум в развитии этой отрасли. Повышенным спросом на рынке труда будет пользоваться профессия программиста-робототехника, тысяч специалистов, обладающих глубокими знаниями, потребует повсеместная автоматизация производства. Чутко отслеживая современные тренды, Полоцкий госуниверситет ориентирует молодежь в нужном направлении.

– Сейчас мы обучаем детей и студентов основам робототехники, но в перспективе можем открыть новую специальность. Для этого есть все необходимые предпосылки, создана и постоянно обновляется материально-техническая база, – отметил проректор ПГУ по учебной работе Денис Дук.

С детсада – в исследователи

Сделать первые шаги в науку малышам помогает центр дошкольного детства и инновационных технологий развития «УНИВЕРик», на базе которого открыто направление «Занимательная робототехника и основы программирования».

Для проведения занятий оборудована специальная лаборатория, закуплено оборудование. В первую очередь это наборы специального конструктора Lego, куда входят программируемый блок управления, аккумулятор, наборы датчиков. А в ближайшем будущем вуз собирается приобрести и гуманоидного робота.

Создавать простейшие конструкции дети учатся с 5-6 лет. На втором и третьем уровнях выполняют все более сложные задачи. Так игра перетекает в захватывающий процесс, полезный для развития внимания, воображения, наблюдательности ребенка. У него появляется уверенность в своих силах, возникает интерес к изучению физики и математики. Юные исследователи ощущают себя в роли волшебников, способных оживлять игрушки.

Отдельные кружки робототехники действуют для старшеклассников и студентов. Школьникам такие занятия помогут определиться с выбором будущей профессии, а выпускники вуза, получив сертификат о дополнительном образовании, повысят свою конкурентоспособность на рынке труда и смогут более успешно решать производственные задачи.

Двигатель прогресса

Развивать новое направление поручено кафедре радиоэлектроники, возглавляемой доктором технических наук Владимиром Железняком. Это видный ученый в области защиты информации, академик трех российских академий наук, обладатель многих наград, автор почти трех сотен научных работ, 85 авторских свидетельств и патентов. Молодому поколению профессор задает планку, к которой должен стремиться каждый настоящий исследователь, а достигать заветных целей советует с помощью упорства и трудолюбия.

– Во все времена прогресс двигало познание неведомого, — подчеркнул Владимир Кириллович, искренне радуясь успехам своих коллег и учеников. К примеру, на международной выставке в Санкт-Петербурге «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» золотой медалью была отмечена разработка ученых ПГУ «Мобильная локально-измерительная система двойного назначения оценки защищенности каналов утечки речевой информации».

Весьма достойно команда Полоцкого госуниверситета выступила на Белорусско-китайском молодежном турнире по робототехнике. Сначала наши земляки прошли предварительный отбор в борьбе с семью серьезными соперниками, а в финале удивили экспертов и зрителей креативным подходом к решению поставленных задач в логистической игре «Исследование космического пространства».

По условиям соревнований, запрограммированные командами устройства за три минуты должны были собрать наибольшее количество шаров для гольфа, снимая их со специальных колонн, расставленных на квадратном поле. Некоторые роботы просто сбивали шары, а полоцкий действовал неторопливо и надежно. Участниками турнира он был признан самым изящным. Кроме того, оказался единственным, кто умел «говорить»: подъезжая к колонне, издавал звуковой сигнал, означавший обнаружение предмета, затем аккуратно укладывал шар в «кормушку» и опять сообщал об этом.

– К созданию своего детища мы решили подойти с душой. Конкуренция была сильнейшей, и диплом третьей степени для новичков – хороший результат. Хоть робототехника у нас начала развиваться совсем недавно, на турнире удалось опередить команды других белорусских вузов. Кроме того, огромную пользу принесло знакомство с наработками китайских коллег, – рассказал магистр технических наук, старший преподаватель кафедры радиоэлектроники Валерий Чертков, курирующий данное направление.

Окончив радиотехнический факультет и аспирантуру ПГУ, Валерий Михайлович остался работать в родном вузе. Сейчас готовится защитить кандидатскую диссертацию и охотно передает свои знания молодому поколению. Он внедрил в учебный процесс новую дисциплину «Программное управление робототехническими системами», ведет кружки для школьников и студентов, готовит их к участию в соревнованиях.

С целью популяризации научно-технического творчества среди детей и молодежи на базе ПГУ в сотрудничестве с горисполкомом и советом директоров Новополоцка был проведен первый открытый турнир по робототехнике, собравший учащихся школ в возрасте от 6 до 16 лет. Мероприятие поддержала Национальная академия наук Беларуси, приехали специалисты из Московского государственного технического университета им. Баумана. Уровень подготовки ребят был высоко оценен, и теперь у них появился стимул совершенствовать навыки.

Что может чертежник

Недавно в Минске проходил заключительный этап республиканского фестиваля молодежной вузовской науки. На интерактивной площадке Полоцкого госуниверситета внимание посетителей привлекли экспонаты. Среди них – пассивное устройство слежения за источником света в автоматическом режиме. Это разработка старшекурсников под руководством старшего преподавателя кафедры радиоэлектроники Михаила Капралова.

Интерес вызвал и созданный школьниками начальных классов вместе со старшим преподавателем кафедры радиоэлектроники Игорем Русецким робот «Чертежник». На первом этапе он работает как спирограф и рисует замысловатые круги. Меняя начальные параметры скоростей вращения двигателей, можно получить другие изображения. Есть задумка подключить к рисовальщику видеокамеру и научить его копировать картины.

Еще один робот — «Сортировщик мусора» — был сконструирован и запрограммирован старшеклассниками и студентами под руководством Валерия Черткова на базе стандартного проекта «Захватчик». Машину научили обнаруживать объекты в контролируемой зоне и определять наличие в них металла, а затем – развозить металлические и неметаллические предметы по разным корзинам. Разработка направлена на улучшение экологической обстановки и может найти применение на промышленных предприятиях, связанных с утилизацией бытовых отходов.

В рамках предстоящих дипломных проектов Валерий Чертков планирует привлечь студентов к созданию аналога говорящей головы, способной общаться и отвечать на вопросы. Перспективными являются разработки цифровых устройств с техническим зрением. Все более востребованы сегодня системы «умного дома», позволяющие хозяину дистанционно управлять работой электрических устройств в домашнем хозяйстве. Ну и, конечно, робототехника все более активно применяется для автоматизации производственных процессов на предприятиях, поэтому в будущем ставится задача широкого сотрудничества с промышленностью региона.

Проректор ПГУ по научной работе Дмитрий Глухов подчеркнул, что университет обладает мощным кадровым потенциалом для успешного развития нового направления как в плане выполнения учебных задач, так и практического применения научно-технических разработок.

Витебские вести

123 просмотра 0 комментариев
Читайте также
Всего комментариев: 0
avatar
Популярное сегодня
Материалов за текущий период нет.
Последние комментарии
Считайте, что я и есть тот самый «начальник вертикаливласти», обещанный (на Совещании 09.03.2017) 1-ым лицом в государстве своим
избирателям для отработки новых форм взаимодействия.  Можете обозначать меня словом «П-резидент», подчёркиваятем самым, мою преднацеленность на создание П-резидентуры в лице авторов, произведения которых следуетрассматривать в качестве представляющих У НАС (здесь и сейчас) ту СИТУАЦИЮИЗ БУДУЩЕГО, которая непосредственно предшествует срабатыванию П-образного
датчика, более подробныесведения о котором Вам выдаст Гугл по заданию «сейсмістар».   Вы собрались на идеологически нейтрально именуемой площади«Имени Будущего» (условно), я поприветствовал Вас и задал Вам два вопроса.
1. Где находится главная #wwvv-площадка сетевой  дискуссии по приведшей НАС сюда проблеме?  2. Какой конкретно узел (или блок) в схемефункционирования ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, на данном этапе больше иных
препятствует интерактивному продвижению ВАМИ СВОЕГО варианта решения этой
проблемы?
Если ответ ещё не готов, то, с Вашего позволения, я вернусь к исполнению своих
непосредственных обязанностей «вертикальщика», а после 18-00 (па Мінскаму)
присоединюсь к Вам в качестве гражданина, имеющего ряд претензий к государству,
и помогу Вам ответить на оба вопроса, озвученные мною от имени государства. У ВАС нет возражений? Тогда представьте себе, что после нескольких неудачныхпопыток получить ответы на оба вопроса, я решил пригласить ВАС на
пресс-конференцию, чтобы ответить на вопросы, откуда берётся моя П-резидентность
и как Вы можете её использовать. Для этого я указываю адрес пустого места в лентекомментариев – как бы эквивалент той самой «нейтральной площади» (зона
Фронтира), и предлагаю каждому, кто заявит свой вопрос в повестку (можно в виде
комментария), выбрать один из пяти СМАЙЛОВ, «лайкнув» по которому, вы проходите
аккредитацию в качестве представителя именно той из 5 категорий граждан, на
которую указывает выбранный Вами смайл, своим «выражением лица» со словами …https://www.facebook.com/Sobol.Michael/posts/10206454880529207?comment_id=10206848095519336&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R%22%7D&pnref=story При этом я ОСОБО ПОДЧЁККИВАЮ, что ВЕРОЯТНОСТЬ использованияГОСУДАРСВЕННЫМИ СЛУЖБАМИ этого ПУСТОГО МЕСТА в качестве ИНДИКАТОРА ГОТОВНОСТИ
ОППОЗИЦИИ к открытому, глубокому и всеобъемлющему ДИАЛОГУ со своим
идеологических противником – ГОСУДАРСТВОМ, растет пропорционально количеству
оппозиционных #wwvv-адресов, отмеченных этим текстом. НЕ ПОДЕЛИЛСЯ ЭТИМ ТЕКСТОМ – ТАК В ЧЕМ ЖЕ ТВОЯОППОЗИЦИОННОСТЬ ?(1*) #позорилидозор
Вход на сайт